Поиск:
13:32, 12 декабря 2017, вторник
Версия для слабовидящих

Тулоксинская десантная операция

ТулоксаЦелью операции войск 7-й армии и сил Ладожской военной флотилии, проведенной 23-27 июня 1944 г. во время Свирско-Петрозаводской операции состояла в том, чтобы перерезать в тылу противника в междуречье Видлицы и Тулоксы шоссейную и железную дороги, проходившие вдоль берега Ладожского озера, и, удерживая занятый плацдарм до подхода основных сил, нарушить планомерный отход войск противника.

К операции были привлечены 70-я отдельная морская стрелковая бригада, 78 кораблей, катеров и вспомогательных судов Ладожской военной флотилии (командующий контр-адмирал В.С. Чероков), сведенных в отряды артиллерийской поддержки, охранения, транспортов, высадочных средств.

Отряд корабельной поддержки включал 5 канонерских лодок, 2 сторожевых и 2 торпедных катера; отряд охранения — 6 катеров типа «МО», 2 бронекатера и быстроходная десантная баржа; отряд транспортов — 3 парохода, 2 шхуны, 2 тральщика и вспомогательное судно; отряд высадочных средств — катера «КМ» и мотоботы. Командиром высадки был назначен командир Охраны водного района Главной базы капитан 1 ранга Н.И. Мещерский.

С воздуха их прикрывала авиация 7-й воздушной армии (ВА) (командующий генерал-лейтенант И.М. Соколов) и Краснознаменного Балтийского флота (командующий адмирал В.Ф. Трибуц). Из состава 7-й ВА для подавления противодесантной обороны противника было выделено 2 полка бомбардировочной авиации и 3 — штурмовой.

Операцию предполагалось осуществить двумя эшелонами, с интервалом между ними в 4-5 часов. В период подготовки к операции сил и средств флотилии были своевременно осуществлены мероприятия по боевому, специальному, тыловому и техническому обеспечению боевых действий.

Важное место в боевой подготовке занимала военно-техническая пропаганда. В бригаде проводились технические конференции, встречи со знатоками боевой техники, обобщался опыт лучших стрелков-методистов и другие. Так, в ходе проведения военно-технической конференции основное внимание было уделено практической отработке десантниками снаряжения магазинов к автомату и ручному пулемету и лент к станковому пулемету. Ее эффективность подтверждается следующими данными: если до конференции время снаряжения магазинов к автомату и пулемету было 4 мин, ленты к станковому пулемету — 15 мин, то после нее составило 1 мин 20 сек, 1 мин 30 сек и 7 мин 20 сек соответственно.

Состав десанта в ходе подготовки к операции проходил тренировку по посадке на высадочные средства и высадке с них. После размещения на корабли, десант вывозился на небольшое расстояние в море и высаживался либо на пирсы, либо прямо в воду у берега, получая, таким образом, некоторую тренировку. Отряд кораблей артиллерийской поддержки, состоящий из 5 канонерских лодок, 2 сторожевых катеров и 2 артиллерийских катеров с реактивными установками, проводил специальную боевую подготовку с фактическим использованием огня и маневрированием.

Особое внимание было уделено организации базы высадки. Руководство базой высадки осуществлял специально назначенный командир, имевший в своем подчинении группы: инженерную, гидрографическую, комендантскую, аварийно-спасательную, связи и другие.

В 0 час 25 мин 23 июня первый десантный отряд достиг точки развертывания для высадки. Канонерские лодки начали занимать предусмотренные планом огневые позиции. Остальные боевые корабли и катера, транспорты и высадочные средства также осуществили перестроение. Фактически силы высадки прибыли в точку несколько ранее предусмотренного планом времени и вынуждены были оставаться на месте, чтобы не нарушить плана, предусматривающего нанесение в определенный момент ударов авиацией.

Карта Тулоксинской десантной операцииКарта Тулоксинской десантной операции

Около 4 час десантный отряд начал движение к месту высадки. Впереди него, в первой линии строем фронта следовали катера «МО». На флангах этого строя шли бронекатера. Во второй линии шли катера «ЗИС», в третьей — катер «КМ» и мотоботы, в четвертой — одинарные и спаренные тендеры.

В 5 час утра корабли флотилии начали обстрел побережья, затем по укреплениям противника нанесла удар авиация. Строго по плану в 6 час высадочные средства после артиллерийской и авиационной подготовки под прикрытием дымовых завес начали высадку передового отряда десанта. Первый бросок высаживался способом «берег-берег», а основные силы с кораблей и транспортов свозились на берег высадочными средствами. Высадка десанта оказалась неожиданной для противника.

Высадка передового отряда десанта была проведена в течение 25 мин, организованно и без потерь. Десантники, выйдя на шоссе, атаковали расположившееся на отдых артиллерийское подразделение врага, разгромили его и захватили 3 орудия, 2 тягача, 8 автомашин и боеприпасы.

С передовым отрядом высадились командир базы высадки, ее личный состав и 2 корректировочные поста. Передовой отряд десанта захватил небольшой плацдарм, наладил связь с поддерживающими кораблями, создал базу высадки.

Личный состав базы высадки, высаженный с передовым отрядом, обеспечивал планомерную и быструю высадку главных сил десанта, хранение и распределение грузов, доставляемых для десанта, а также оборону базы высадки, для чего командиру базы придавались подразделения морской пехоты. В его распоряжении имелись 3 комендантских пункта, пост радиосвязи, 2 пункта медпомощи. Личный состав базы высадки, высадившись в 6 час 15 мин, через 10 минут установил связь между командиром базы высадки, командующим операцией, командиром десантных войск и командиром высадки. Сразу же была организована комендантская служба, началось оборудование причалов и эвакуация раненых.

В 6 часов высаженные подразделения 1-го броска десанта оттеснили противника от берега и лишили его возможности вести прицельный огонь по району высадки. В 6 час 45 мин начал высадку первый эшелон главных сил десанта. Закончив к 9 час 25 мин высадку, он овладел намеченным плацдармом, перерезал железнодорожную и шоссейную дороги и перешел к обороне. Всего за день было высажено 3159 человек.

В Тулоксинской десантной операции истребительная авиация, выделенная для прикрытия десанта в районе высадки, не была подчинена командующему операцией контр-адмиралу В.С. Черокову, в связи с чем в нужный момент прикрытие десанта с воздуха отсутствовало, в результате 14 самолетов противника нанесли безнаказанный бомбовый удар по десантным отрядам в районе их развертывания.

Фактически уже первый эшелон десанта выполнил ближайшую задачу. Десантники захватили плацдарм 4,5 км по фронту и 2 км в глубину и перерезали дорогу Олонец — Питкяранта.

Во второй половине дня 23 июня и в течение ночи на 24 июня противник яростно атаковал оборонявшуюся 70-ю отдельную морскую стрелковую бригаду, которая к утру 24 июня стала испытывать недостаток в боеприпасах (почти весь боезапас бригады был погружен на одну баржу, которая при подходе к месту высадки была уничтожена артиллерией противника). Успешно захватив плацдарм, бригада оказалась без боезапаса, что сильно снизило ее боеспособность. К полудню создалось кризисное положение. Противник, подтянув резервы (около 2 пехотных полков и резервный батальон), артиллерию и минометы, перешел в решительную атаку, намереваясь сбросить десант в озеро. Чтобы удержать захваченный плацдарм, командование Ладожской флотилии в кратчайшие сроки передало бригаде половину своего боезапаса.

По мере усиления противника десант стал нуждаться в поддержке огнем корабельной артиллерии. Отряд корабельной поддержки быстро подавил батареи противника в начале высадки и успешно действовал в кризисные для десанта моменты боя на берегу (с 12 до 17 час 24 июня) как артиллерия поддержки пехоты.

Командующий Карельским фронтом генерал армии К.А. Мерецков, правильно оценив обстановку и учитывая, что крупные силы противника под ударами войск 7-й армии (командующий генерал-лейтенант А.Н. Крутиков) отходят с линии фронта в направлении занятого десантом плацдарма, принял решение перебросить для усиления десанта 3-ю отдельную морскую стрелковую бригаду (командир инженер-капитан 1 ранга С.А. Гудимов) и зенитный артиллерийский полк. В течение 24-26 июня Ладожская флотилия в сложных метеоусловиях осуществила проводку 6 конвоев, доставив на плацдарм 4534 человека, 72 орудия, 135 тракторов и автомашин, около 600 т боеприпасов и различных грузов. После высадки этих сил 26 июня десантные войска перешли в наступление и 27 июня соединились с передовыми частями 7-й армии, наступавшими с юга.

Прочно удерживая дороги, ведущие на станцию Питкяранта, советские десантники вынудили отступавшие с фронта вражеские войска бросать технику и отходить на север по проселочным дорогам. 27 июня десант соединился с преследовавшими противника частями 7-й армии и участвовал в освобождении Видлицы.

Владимир Жуматий, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Источник: сайт Министерства обороны РФ

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города